Известно,
что «словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой
повести». Слово, обращенное к ребенку, говорил педагог В.А. Сухомлинский,
должно быть прежде всего человечным, чутким, терпимым. Он призывал педагогов к
осмотрительности, чтобы сказанное ими слово не стало кнутом, который,
прикасаясь к нежному телу ребенка, оставляет на всю жизнь грубые рубцы. Нередко
случается, что взрослые даже вежливости пытаются учить детей грубостью. Сын
неуважительно отреагировал на замечание отца, который возмутился: «Как ты,
молокосос, с отцом разговариваешь?! Я научу тебя, паршивец, уважению к
родителям!» Возможно, сын и впредь не посмеет так ответить на замечание отца,
но, конечно, не потому, что стал больше его уважать. Попробуйте, уважаемые
родители, проанализировать, что и как вы говорите детям в течение хоты бы
одного дня. Такой анализ нередко показывает, что в общении с детьми преобладают
приказной тон, замечания, порицания, отрицательные характеристики и т.п. Гораздо
реже имеют место совет, пожелание, просьба, сделанные в доброжелательной форме,
и крайне редко используются шутка, юмор, вызывающие у ребенка улыбку, смех по
поводу собственного поступка, заставляющие его посмотреть на себя со стороны и
увидеть свои недостатки в смешном свете. Родители могут возразить: ребенок
подчас такое делает, что тут уж не до смеха! Безусловно, бывают ситуации, когда
необходимо категорически, резко, немедленно пресечь непозволительное поведение
ребенка. Но такое случается не часто. Однако родители ведут себя так, словно
поставили